Советы логопеда

Материалы, размещенные здесь помогут вам определить, нужна ли вашему ребенку помощь логопеда. Так же вы сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного возраста, но многие упражнения подходят и детям младшего школьного возраста.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речевые игры для дошкольников

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом — развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

— от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

— развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

— развития дикции;

— развития фонематического слуха;

— умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей — залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.


— Зайчик летом, а зимой…

— Грибы растут…, а огурчики — на…

— Рыба живет в…, а медведь — в…

— Сахар сладкий, а лимон…

— Днем светло, а ночью…

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

В) Догадайся и подскажи

Выставлены рисунки. Взрослый называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

— воронье, серое… — крыло;

— зеленый, прожорливый… — крокодил;

— хищный, ширококрылый… — орел;

— блестящее, гладкое… — зеркало.

Г) Скажи какой

— Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…

— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…

— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…

— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

— Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.

— Петух, курица, цыплята.

— Кот, кошка, котята.

— Гусь, гусыня, гусята.

— Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой — малый

Подобрать ласкательное слово.

— Мама — мамочка,

— ваза — вазочка,

кот — котик,

— солнце — солнышко,

— река — речушка,

— береза — березка,

— листок — листочек.

В) Два — один

Образование из двух простых слов одного сложного:

— Небо и склон — небосклон,

— лес и полоса — лесополоса,

— птица и ферма -птицеферма,

— лист и падать — листопад,

— хлеб и делать — земледелец,

— лес и рубить — лесоруб,

— снег и падать — снегопад.

Г) Поймай мяч

Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч взрослому.

— весна — весенний,

— солнце — солнечный,

— береза — березовый,

— липа — липовый,

— дождь — дождливый.

3. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка — булка, река — рука, дать — дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.

 

 
Рейтинг@Mail.ru     Детские сады г.Пензы